ИСТОРИЯ НАЗВАНИЙ НОТ
История появления хорошо знакомых всем современных названий нот относится к первой половине XI века. Правда, изначально названий было только 6, и они представляли собой первые слоги строк гимна, посвященного Иоанну Крестителю, каждый из которых и начинался с этих нот:
UT queant laxis
REsonare fibris
MIra gestorum
FAmuli tuorum,
SOLve polluti
LAbii reatum.
Нота «до» изначально носила название «ут», но позднее для удобства пения его заменили на современное. Название для ноты «си» появилось лишь XVI веке (являясь сокращением от «Sancte Ioannes» — св. Иоанн), а в некоторых странах его заменили на «ти», чтобы избежать путаницы с нотой «С» в другой, буквенной нотации, где она обозначает ноту «до».
Буквенная же нотация, представляющая собой обозначения нот первыми буквами латинского алфавита — еще более древняя. Достоверно известно, что еще философ VI в. Боэций использовал первые четырнадцать букв латинского алфавита, чтобы обозначить ноты двухоктавного диапазона из 14 нот, который был тогда в ходу. Хотя, нотация Боэция была первым зафиксированным случаем в музыкальной истории, Птолемей еще за 500 лет до этого называл двухоктавный диапазон «идеальной» или «полной» системой, так как в то время существовали системы и с меньшим общим количеством используемых нот.
Сейчас, на современной клавиатуре фортепиано мы имеем набор из целых 88 нот. Поэтому, когда звукоряд стал расширяться, была введена система повторяющихся букв от «A» («ля») до G («соль»).
Что касается оставшихся 5 нот хроматической гаммы (черных клавиш на клавиатуре — «диезов» и «бемолей») — они добавлялись постепенно. Первой появилась «си-бемоль» — пониженная «си», также использовавшаяся в средневековых песнопениях. Сначала их отличали, указывая «си-бемоль» латинской округлой «B», а натуральную («белую») «си» — готической квадратной «B», что и стало причиной появления музыкальных знаков «бемоль» — ♭ (понижение) и бекар — ♮ (отмена понижения или повышения).
В Германии и некоторых других странах готическая «B» превратилась в «H». Таким образом, в немецкой системе латинской буквой «H» обозначается натуральная «си», а латинской «B» — именно «си-бемоль».
Поэтому, привычный нам и многим другим странам звукоряд «до - ре - ми - фа - соль - ля - си» в Германии и у ее соседей обозначается как «C-D-E-F-G-A-H», а в англоязычных странах (а значит, и в большинстве музыкальных компьютерных программ) — «С-D-E-F-G-A-B». Оба варианта на первый взгляд кажутся довольно запутанными, не так ли?
Несмотря на то, что первой нотой в буквенных обозначениях является «ля», последовательность названий нот принято начинать с «до», так как это соответствует звучанию самой простой и привычной западно-европейцам мажорной гаммы — с нее обычно и начинается обучение в любой музыкальной школе.
А вот и бонус всем дочитавшим до конца — примеры названий нот «до - ре - ми - фа - соль - ля - си» в других культурах, что еще раз доказывает, как сильно человечество взаимосвязано исторически:
Византия: «Ni - Pa - Vu - Ga - Di - Ke - Zo»;
Япония: «Ha (ハ) - Ni (ニ) - Ho (ホ) - He (ヘ) - To (ト) - I (イ) - Ro (ロ)»;
Индия: « Sa - Re - Ga - Ma - Pa - Dha - Ni».
А какие системы названий нот знаете вы?
P. S. Я лично ни индийской, ни японской не знал))